Академия художеств Узбекистана по инициативе Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан проводит выставку работ «Сталинградский дневник» художника-фронтовика В.М.Петрова, посвященную началу Великой Отечественной войны «Завещано помнить!».
Великая Отечественная война занимает особое место в общей истории Узбекистана и России. Война явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза. Народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и её союзников. Красная Армия, разгромив агрессора, выполнила также непростую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.
С первых же дней войны люди искусства встали в строй наравне с военнослужащими. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Уже к началу войны художники были готовы направить свое «оружие» против фашистской Германии. Основной задачей художников в годы войны было укрепление веры народа в силу и непобедимость Красной Армии, веры в Победу. Как и все советские граждане, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом. Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики – на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Художники превратили карандаши и кисти в оружие.
В годы войны художественная жизнь республики, несмотря на трудности, вызванные войной, несмотря на то что немало талантливых мастеров искусств и художников Узбекистана были призваны или ушли добровольцами на фронт, была активной и напряженной. Она сосредоточилась, в основном, в Ташкенте и Самарканде. В 1941-1943 гг. Самарканд превратился в один из крупнейших художественных и научно-исследовательских центров Советского Союза. Здесь находились Всероссийская Академия художеств, Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, Киевский и Харьковский художественные институты, значительное число известных художников и искусствоведов, эвакуированных из крупных центров страны. В суровых условиях военных лет здесь проходили академическую подготовку и создавали произведения студенты, ставшие в дальнейшем известными мастерами искусств. Под впечатлением вестей, приходивших с фронта, в стремлении внести свой посильный вклад в защиту страны, художники создавали произведения, проникнутые антифашисткой тематикой, организовывались выставки. В тесном содружестве с известными мастерами искусств, набиралась опыта и крепла профессиональная школа узбекских мастеров. Доминировала тема – «Все для фронта – все для победы!».
На выставке из цикла «Завещано помнить!» представлена серия акварельных набросков и карандашных зарисовок художника-фронтовика В.М.Петрова из частной коллекции Петровой Татьяны Владимировны.
В.М.Петров встретил 22 июня 1941 года в Брестской области Белоруссии в звании младшего сержанта, командира пулемётного отделения 635-го стрелкового полка. Ему пришлось стать свидетелем и участником многих тяжелых сражений – Смоленск, Курск, Харьков.
Особой вехой фронтового пути В.М.Петрова стала Сталинградская битва. Именно этому этапу посвящена коллекция оригинальной графики «Сталинградский дневник».
В представленных работах мастер запечатлел боевой путь 6-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника И.М.Чистякова, принимавшей участие в решающих сражениях за освобождение Сталинграда. Бережно хранимый в вещевом мешке художника-воина, этот альбом совершил со своим владельцем весь его боевой путь от Сталинграда до Кёнигсберга.
«Рисовал лишь то, что видел, пережил сам, о чём знал по рассказам участников и очевидцев событий», – это высказывание В.М.Петрова, смело можно назвать главной идеей экспозиции.
Знакомя новое поколение граждан Узбекистана с реальными свидетельствами военного времени, организаторы выставки отдают дань Памяти героическому поколению, вынесшему на своих плечах все тяготы войны, победившему фашизм и отстоявшему право людей на свободу — воинам-узбекистанцам и труженикам тыла.