МИНИАТЮРА ВОСТОКА И ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА. ТРАНСФОРМАЦИЯ

miniatyura_2020_-1Третий раз за период Независимости республики Узбекистан отмечает юбилейные даты Великого художника Камолиддина Бехзода (1455 — 1535).  Персидский художник-миниатюрист, работавший в Герате с 1468 по 1506 год был признан одним из крупнейших мастеров гератской школы рисования. При дворе Султана Хусейна Байкаро он  занимал высокую должность китабдара — начальника библиотеки. На формирование личности Бехзода и его мировоззрения большое влияние оказал Алишер Навои, визирь, поэт и гуманист, создатель той творческой атмосферы, которая была присуща гератской придворной жизни во время правления Султана Хусейна Байкара. В миниатюрах рукописей Бехзод проявляет себя  как мастер пейзажа, батальных сцен,  как мастер изображений человеческих фигур и их индивидуальных особенностей. Ему принадлежит множество художественных нововведений.  В 1507-1510 годы Бехзод провёл в Бухаре, куда последовал за Шейбани Ханом наряду с другими гератскими художниками, а после его смерти перебрался в Тебриз — столицу заново создаваемой персидской империи, где слава художника достигла своего зенита. Он продолжил служить в мастерской сефевидских правителей до самой своей смерти.

miniatyura_2020_-2Бехзод прожил интересную творческую жизнь. Он иллюстрировал книги многих писателей и поэтов своей эпохи — произведения Навои, Низами, написал портреты Хусейна Байкары, Шейбани-хана, поэтов Хатиры, Джами. В жанровых сценках в изображении собраний поэтов есть портреты Навои и Бабура. Его миниатюры хранятся в лондонской библиотеке Честер Бейти, в национальной библиотеке сохранилось 8 миниатюр на произведение Али Язди «Зафарнома», посвященное жизни и деятельности Амира Темура.

miniatyura_2020_-3Творческое наследие Камоллиддина Бехзода было и остается источником неиссякаемого вдохновения, эталоном для миниатюристов. Было время, когда миниатюра как вид изобразительного искусства была предана забвению. Однако в последнее время много сделано для ее возрождения. Сегодня немало художников работают в этом жанре. Признание Бехзода на Западе «Рафаэлем Востока» убедительно говорит о силе гениальности художника, который появился на свет в средние века, отражая собой колоссальные изменения на территории древнего Мавераннахра во времена правления Амира Темура и темуридов, своей мощью и созидательной деятельностью прославившихся на весь мир.
Глубоко символичным стал факт присвоения Национальному институту художеств и дизайна  в Ташкенте имени великого художника-миниатюриста. Ибо именно в период его жизни и творчества, еще в средневековье, было создано несколько всемирно известных школ миниатюры Востока. Это и объясняет ориентацию института на художественные ценности не только европейского классического мирового искусства, но и на освоение богатого культурного наследия Востока.

miniatyura_2020_-4В поисках национального своеобразия художники Узбекистана не раз обращались к культурному наследию средневекового Востока  — к искусству миниатюры. Творческое переосмысление ее приемов мы наблюдаем в  произведениях художников старшего поколения, стоявших у истоков становления  узбекского изобразительного искусства — А.Николаева (Усто Мумина), О.Татевосяна, Н.Карахана, В.Еремяна,  В.Уфимцева, Н.Кашиной, Ч.Ахмарова и др.  В годы повсеместного насаждения  метода социалистического реализма, эти художники не раз подвергались резкой критике за свой «грех декоративизма», тормозившего развитие национального искусства. Но время все расставило на свои места. Эстетика романтического Востока, начатая Ч.Ахмаровым в росписях театра им. А.Навои, была успешно продолжена в творчестве его талантливых учеников — в ранних  работах Дж.Умарбекова, Б.Джалалова, в произведениях С.Рахманова, Ш.Абдуллаевой. Интересно трансформируются приемы  восточной миниатюры в  композициях Ш.Абдурашидова, Ф.Ахмадалиева,  Л.Ибрагимова, А.Махкамова,  А.Мирзаева,  А.Нура,  Ж.Усманова, Р.Шадиева. Романтическая, лирическая линия, с подчеркнутым декоративным началом,  своеобразно раскрываются в  работах Ш.Абдумаликова, Н. Абдусаломходжаева, Ш.Ташбаева, Й Турсунназарова. К сюжетам, героям  и  к самой стилистике  средневековой миниатюры  обращаются в своем творчестве О.Бабаджанов, У. Маматов, И.Мансуров, Б.Махкамов,  Т.Садуллаев, К.Юсупов. Произведения многих из вышеперечисленных авторов представлены в юбилейной экспозиции. Это образы Бехзода, Навои, Хусейна Байкары, Бабура, поэтессы Нодиры, образы героев поэм — Дилором  и Бахрамгура, Меджнуна, шахов и дервишей, музыкантов,  поэтов, восточных красавиц…

 

К наследию средневекового Востока обращаются не только живописцы. В  нем черпают вдохновение графики и скульпторы Узбекистана. Прежде всего,  это относится к художникам книги — П.Анненкову, А.Гулямову, А.Дмитриеву, О.Земцову,  И.Кириакиди, А.Мамаджанову, Т.Мухамедову,  Б.Юлдашеву и другим авторам, чьи работы представлены в экспозиции. Приемы, почерпнутые в миниатюре Востока мы видим в графических композициях Р.Абдулгалимова, Д.Рахманбековой, М.Тохтаева, Дж.Умарбекова, М.Фозили и др.

Оригинальные пластические композиции  представили на выставку скульпторы Л.Нестерович и К.Норхуразов. Миниатюра Востока и творчество Камолиддина Бехзода продолжают вдохновлять новые поколения художников Узбекистана.