Персональную выставку Народного художника Узбекистана, академика Акмаля Нура «Онаизор», открытую в Центральном выставочном зале в год 60-летия художника, автор посвятил своей матери. Произведения, представленные в юбилейной экспозиции — определенный этап творческих исканий живописца.
«Вхождение художника в искусство было довольно быстрым. После завершения в 1984 году учебы на художественном факультете Института искусств в Ташкенте, он уже к концу 80-х годов занимает ведущее место в новой генерации живописцев Узбекистана. За последнее десятилетие прошло несколько крупных персональных выставок художника, в том числе и за рубежом. Оригинальность пластических решений, нестандартность образного языка позволили выделить Акмаля Нура из группы даже близких по тональности живописцев. В 1997 году А. Нур становится самым молодым академиком – Действительным членом Академии художеств Узбекистана.
Такая динамика предполагает тип весьма темпераментного и в чем-то одиозного художника-самородка. Между тем, А.Нур далек от эпатажных акций, ему больше свойственна спокойная и вдумчивая манера. Он не бунтарь, не апологет академических или, напротив, модернистических течений, не авангардист и не сторонник альтернативного творчества, хотя элементы всех перечисленных явлений можно обнаружить в той или иной мере в его работах.
…Разнонаправленность стилистических решений в работах А.Нура не отрицает цельности его художественного мировоззрения, а лишь подтверждает мысль о динамичности его поисков, нацеленности мастера на философское размышление и пластическую выразительность.»
Акбар Хакимов,
академик Академии Художеств Узбекистана, академик РАН, доктор искусствоведения.
«Акмаль Нур умеет быть разным, всегда при этом оставаясь самим собой. Живопись А. Нура – неиссякаемый источник информации как художественно-образной, ценностной, так и символической. Воспроизведению этих информационных потоков в равной мере способствуют как сознательные, так и подсознательные пласты художественного мышления живописца.
Большинство искусствоведов, обращающихся к творчеству А. Нура, отдают приоритет художественно-образному содержанию его живописи.
Иногда речь заходит о формальных особенностях изобразительного языка произведений художника. Между тем художественные открытия, сделанные А. Нуром в области формальной структуры живописного изображения, не уступают его достижениям в сфере структуры образной. Всех героев произведений Акмаля Нура можно назвать вечными современниками.
Независимо от географии и истории картин художника, его персонажи пребывают в определенном едином, неизменном ментальном пространстве, находясь в постоянном диалоге с древними символами, несущими изначальные смыслы Традиции. Храм живописи Акмаля Нура освящают вечные ценности: Любовь, Семья, Истина, Познание, Гармония…»
Эртегин Саламзаде,
член-корреспондент НАН Азербайджана, доктор искусствоведения, профессор
Краткая биография художника
Акмаль Нур
Живописец. Народный художник Узбекистана, академик Академии Художеств Узбекистана. Родился в г. Намангане. В 1978г. окончил Республиканское Художественное Училище, в 1984г. окончил отделение станковой живописи Ташкентского Государственного института искусств. В 1985-1989гг. обучался в Творческой мастерской Академии Художеств СССР в Ташкенте у Р.А.Ахмедова.
В творчестве художника органичное отражение нашли лучшие духовно-пластические, мировоззренческие традиции искусства Востока. Основными тематическим линиями в работах художника являются философско-содержательная, поэтико-лирическая. Обладает уникальным художественным стилем, в котором синтезируются традиции Запада и Востока, прошлого и настоящего.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, Марокко, Китая, в частных коллекциях Франции, Германии, Голландии, США, Индии, Марокко, Израиля и др.