7 июня 2019 года в Центральном Выставочном зале Академии Художеств Узбекистана открылась выставка фотографий «Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана с разделом «Пакт Рериха. Мир через Культуру».
Экспозиция, посвященная малоизвестным памятникам архитектуры Узбекистана, подготовлена Ташкентским обществом Рерихов. Ввиду удаленности от больших городов, от основных туристических маршрутов информация о них мало доступна широкой общественности. Это мавзолеи Араб-Ата (Самаркандская область), Ак-Астана-баба (Сурхандарьинская область), мавзолей Мир Саид Бахром, мечеть Деггарон (Навоийская область).Наряду с более известным мавзолеем Исмаила Самани, вышеуказанные памятники одни из самых ранних среди сохранившихся на территории Узбекистана. Особенностью их является использование жженого кирпича, что знаменовало новую эпоху в развитии зодчества в Средней Азии в IX-XII вв.
Экспозиция дополнена фотографиями и инсталляциями студентов и магистрантов профессора Ташкентского архитектурно-строительного Института М.Р.Бородиной.
Фотоматериалы к разделу «Пакт Рериха. Мир через Культуру», предоставленные Международным центром Рерихов (г.Москва, Россия), отражают зарождение и развитие гуманистических идей по защите культуры и их воплощение в конкретных документах.
Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения, некачественной реставрации.
Например, один из сюжетов фотовыставки освещает ситуацию с беспрецедентным похищением части керамической плиты с портала памятника архитектуры XIII века Хазира Чашма Аюб в Вабкентском районе Бухарской области. Современные реставрационные работы на памятнике XI века Ак-Астана баба исказили его первоначальный облик.
Николай Рерих, создатель первого и истории документа, защищающего культурные ценности, говорил и о важности просвещения, широком распространении информации о культурном наследии в каждой стране.
Широкая популяризация культурного наследия будет способствовать воспитанию у молодежи уважительного отношения к истории, духовным накоплениям народа, стремления к творчеству и охране исторического наследия Узбекистана, росту гражданской ответственности, неравнодушия за состояние объектов культурного наследия региона.
«Кроме правительственных распоряжений именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение… Пусть же теперь каждый сотрудник в культурном деле припомнит все свои связи и возможности, чтобы посильно укрепить общественное мнение, ибо оно прежде всего является хранителем мировых сокровищ. Друзья, действуйте спешно!»- писал он в статье “Охранителям культурных ценностей” в 1939 году.
В выставке нашел отражение проект известного мастера керамики Абдувахида Бухари по восстановлению керамического декора на архитектурных памятниках Бухары, заслуживающий внимания как проявление действенного неравнодушия к вопросам сохранения культурного наследия Узбекистана.
«Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна всенародная воля охранить светочи человечества», — говорил Николай Рерих в статье «О культуре и мире моление».