АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ УЗБЕКИСТАНА
МУЗЕЙ ИСКУССТВА МИНИАТЮРЫ ВОСТОКА ИМ. КАМОЛИДДИНА БЕХЗОДА
7 февраля 2019 года в Музее искусства миниатюры Востока им. К. Бехзода состоится церемония открытия выставки заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, академика Академии наук Узбекистана, профессора Саъдуллы Абдуллаева «Посвящается Мир Алишеру Навои», посвященной 578-летию великого поэта и мыслителя Алишера Навои.
Тема Алишера Навои играет важную роль в творчестве художника. Первые годы творческой деятельности посвящены теме Алишера Навои, включают в себя множество работ станковой живописи, графики и эскизов театральной декорации.
В 1966 году при окончании Республиканского художественного училища им. П.П. Бенькова тема дипломной работы была посвящена роману Алишера Навои «Лейла и Меджнун». Позже в Санкт-Петербурге в институте живописи, скульптуры, архитектуры, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина на отделении «Театральной декорации» молодой художник возвращается к теме «Лейла и Меджнун», которая посвящена художественному решению сценического эскиза балета С. Баласаняна «Лейла и Меджнун».
В 1990-х годах на кануне 545-летия Алишера Навои художником были созданы серии работ посвященные жизни поэта «Навои и Хусайнбойкаро в Герате» ( 1991), «Алишер Навои в Самарканде» (1992), триптих «Вечера в Герате», «Навои и Гули», «Навои и Джомий» (1995), триптих из серии «Узбекский Ренесанс» – где отражена деятельность Амира Темура по строительству своей столицы города Самарканд (1997-98) – “Прощание с Самаркандом”, “Пусть небо будет твое безоблачным”(1998), посвященние Захириддину Мухаммад Бобуру “Воспоминание о Фергане”, “Зебунисо”.
С 2000 года Саъдулла Абдуллаев создал серию крупномасштабных работ — «Утро в Герате» (2000), «Приди возлюбленная» (2006), «Ғазал мулкининг султони» (2015), “Аҳли дил” «Абдурахман Джамий среди Самаркандцев» (2015-2017), «Посещение мавзолея Амира Темура», «Алишер Навои и Абуллайс Самарканди» (2019).
На протяжении творческой деятельности художник создал ряд портретов исторических деятелей и современников, пейзажи написанные в различных уголках мира и композиции на различные темы, но большинство работ мастера посвящены историческому жанру –Восточного Ренессанса и эпохи Амира Темура, архитектурным памятникам Самарканда, росту науки и архитектуры того времени.
Работы художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, в Фонде Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в частных коллекциях, и в галереях за рубежом – Швейцарии, Финляндии, Литве, России, Иране и Казахстане.
В экспозиции представлено свыше 20 произведений живописи и графики.
Искусствовед Н. Хасанова