Юность и пора формирования Н.С.Шин проходила в период конца Второй мировой войны, когда переселенных в Узбекистан корейцев не допускали в Ташкент, и большая часть его знаний была достигнута более или менее тайно. Необходимо упомянуть, что отец художника был буддист, мать — христианка, а бабушка — традиционная христианка.
С точки зрения Николая Шин, его живопись демонстрирует влияние восточной идеографии, генетически унаследованного уважения художественной гармонии, спокойствия буддизма и чувство принадлежности к «средиземному» искусству. Его поколение не имело возможности путешествовать и общаться с «несоветскими» художниками. Их учили классическим традициям — от Ренессанса до импрессионизма.
Проходивший в 1957 году в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов принес Николаю Шин его первую главную награду и представил его творчество современным европейским художникам.
Его собственная бескомпромиссная манера живописи — «ни пол-тона», а полные и контрастные цвета быстро обретала форму. Он разработал свой собственный художественный язык и интегрировал его в европейскую живописную традицию.
В 1960-е годы Н.Шин начал работать над темой «Реквием», посвященной массовому переселению корейцев с Дальнего Востока. Создав несколько работ в Киргизии, приобретенных Государственным музеем искусств Узбекистана, вступив в 1962 году в Союз художников, Н.Шин оставался за рамками официального стиля и Принятых художественных методов. Замкнутый жизнью в мастерской и классной комнате, не допускавшийся к персональным выставкам, он существовал при преданной поддержке искусствоведов Ташкентского музея искусств. Несколько его работ участвовали на Республиканских выставках, но они должны были проходить цензуру. Это происходило до 1988 года — времени «перестройки», когда зрители смогли увидеть полный диапазон творчества художника.
Свыше 20 лет Н. Шин посвятил работе над двумя живописными циклами — «Легенда о любви» и «Реквием. Дорога памяти», в которых даны различные варианты темы трагического столкновения личности с деспотической властью. В «Легенде о любви» (более 100 работ) эта тема раскрывается на материале классической поэзии Востока, в переплетении образов трепетной духовности, красоты и любви с картинами жестокой несправедливости и подавления человеческого достоинства. Определяющую роль в эмоционально-образном решении цикла играет живопись: напряженная динамика, мерцание света или его тревожные вспышки, то радостный, светлый колорит, то темный, почти монохромный – формируют образ, выражают идею. Та же тема — Человек и Деспотизм — определяет и глубинное содержание цикла «Реквием. Дорога памяти», в символико-метафорических образах которого отражена трагическая судьба корейского народа, испытавшего на себе ужас произвола сталинизма. В цикл вошло около 150 произведений под разными углами зрения раскрывающих эту тему. Произведения эти обладают качествами цельности и монументальности. В них художник обращается к условности и экспрессии формы и пространства. Изысканный колорит способствует мощному эмоциональному воздействию. Лаконично решенные композиции углубляют содержание и атмосферу предельной духовной напряженности — это плач, вопль горя и отчаяния — реквием. Конкретность национальной трагедии в ограниченном историческом контексте обретает в этом цикле всечеловеческое звучание.
Н.Шин – абстрактный художник и романтик. Его произведения последних лет основаны на знаковой изобразительной форме, обладающей при этом мощным духовным зарядом. Благодаря своей яркой образности абстрактная живопись Н.Шин вызывает в сознании сложный ряд ассоциаций. Его картины живут символами, цветом, формой, богатым воображением художника. Они декоративны и тяготеют к монументальной живописи. Таков представленный на выставке «Сукокский» цикл – «Гимн прекрасного Сукока», начатый в 1985 году и основанный на переосмыслении традиции народного декоративно-прикладного искусства, как узбекского, так и корейского. В работах этого цикла художник обращается к условной упрощенной форме, истоки которой можно искать в традиционной пластике, в орнаментах национальных тканей и вышивки.
При всем разнообразии направлений поисков творчество Н.С.Шин обладает внутренним единством, раскрывает сложную и драматическую духовную жизнь современного художника.
На выставке, посвященной 90-летию художника, представлено свыше 200 произведений из семейного архива и коллекции Дирекции художественных выставок.