В разгар летнего сезона — 19 июля, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открывается ретроспективная выставка произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешнего проект из цикла «Наше наследие», посвящён мастерам живописи, графики и скульптуры Узбекистана — юбилярам 2017 года. Среди них художники старшего поколения — Михаил Аринин, Варшам Еремян, Александр Николаев (Усто-Мумин), Владимир Рождественский, которым в этом году исполняется 120 лет, Инесса Гартван, Владимир Кайдалов, Дмитрий Синицкий, Константин Чепраков, которым исполняется 110 лет, Константин Богодухов, Нина Крымская и Семен Стрибный, у которых 100-летний юбилей, а также известные живописцы поколения 1960-1970-х годов — живописцы Бахтиер Бабаев, Галина Мордвинцева, Юрий Стрельников, Юрий Талдыкин, Масхуд Тохтаев, графики Вил Паршин, Анатолий Циглинцев, самаркандские скульпторы Эйнулла Алиев и Нодар Бандзеладзе. Самому молодому из ушедших художников Масхуду Тохтаеву в этом году исполнилось бы 70 лет. Экспозиция его произведений развернута на первом этаже зала.
Представляя этот небольшой интернациональный состав мастеров искусств Узбекистана, мы отдаем не только дань памяти юбилярам, демонстрируем их творческие достижения, но и знакомим новое поколение художников и любителей искусства с интереснейшей эпохой истории искусства Узбекистана. Жизнь и творчество этих мастеров пронизано интересом к национальной культуре, национальной истории, к народной жизни, и это, в свою очередь, позволило им раскрыть в своих произведениях черты общечеловеческих, интернациональных ценностей. Каждый из представленных авторов — яркая творческая индивидуальность, со своим стилем живописного и пластического изложения.
Среди представленных произведений жанровая и историческая живопись, портреты и натюрморты, очень много мастерски исполненных пленэрных этюдов, эскизов к картинам и кинофильмам, рисунки и наброски, плакаты, сатирическая и журнальная графика — зрители смогут заглянуть в творческую лабораторию художников. Временной диапазон экспонатов — с 30-х годов прошлого века по 2000-е годы. Это живая летопись искусства Узбекистана, в которой ощутим характерный дух ушедшей эпохи — дух надежды и веры в светлые идеалы и трагизм их утраты, обретение долгожданной свободы творческого самовыражения и вера в «красоту, спасающую мир». Все это достойно внимания, изучения, памяти и почестей.
В экспозиции представлено около 300 произведений из собрания Дирекции художественных выставок, частных коллекций и архивов художников.
Выставка продолжит работу до 19 августа 2017г.
Коллектив научных сотрудников отдела выставок и отдела фондов Дирекции выставок выражает искреннюю признательность директору галереи «ZERO Line» Изабелле Сабировой, коллекционеру Баходиру Игамкулову, Марине и Дмитрию Мордвинцевым за произведения, предоставленные для экспозиции, а также выражаем благодарность Римме Варшамовне Еремян, передавшей в дар Дирекции художественных выставок произведения Варшама Еремяна и Владимира Рождественского.
Искусствовед Л. Кодзаева
ГАРТВАН Изольда Константиновна.1907-1998
Художник по текстилю, график.
Родилась в г. Великий Устюг (Россия), в немецкой семье. В нач. 1920-х училась в Московском ВХУТЕИНе, где в то время преподавал М.Шагал, ставший для молодой художницы примером на протяжении всего творческого пути. Окончила Московский текстильный институт, где работала до начала 1940-х годов. Затем последовала ссылка в Казахстан, на поселение в г. Караганду.
Послевоенные годы жизни и творчества И. Гартван связаны с Узбекистаном и работой на Ташкентском текстильном комбинате в качестве художника по текстилю, где она проявила высокий профессионализм и мастерство в разработке дизайна тканей. В 1963-1966 гг. И. Гартван вела курс по текстилю в Ташкентском театрально-художественном институте, а затем в Текстильном институте. Член Союза художников Узбекистана, И. Гарван — участница многочисленных выставок в республике и за рубежом. Помимо дизайна текстиля, И. Гартван работала в станковой живописи, графике, отдавая предпочтение технике акварели, которой владела с виртуозным мастерством.
С сер. 1970-годов создала большой цикл выразительных, полных внутренней экспрессии акварельных портретов своих современников.
В к.1980-х гг. переехала в Германию, где продолжала активно творчески работать и делать персональные выставки. Умерла в Саарбрюккене.
Произведения художницы представлены в музейных собраниях Узбекистана, России, Германии, частных коллекциях за рубежом.
ЕРЕМЯН Варшам Никитич. 1897-1963
Живописец, график, художник кино. Народный художник Узбекистана. Родился в 1897г. в Нагорном Карабахе. Учился во ВХУТЕМАСе (1921-127гг.) у С.Герасимова и Р.Фалька. В Узбекистане с 1909 г.
Жил в Самарканде и Ташкенте. Работал на киностудии «Узбекфильм».
В.Н.Еремян – один из основоположников школы изобразительного искусства Узбекистана, внесший огромный вклад в ее становление. В работах художника отразился Восток с его специфическим укладом жизни и представлениями. В станковых работах чаще всего обращался к жанру городского пейзажа. Своеобразие его стиля достаточно ярко выразилось в акварелях и рисунках. Его композиции отличаются динамичностью, непринужденностью и свободой, что способствует созданию оригинального мира художника, возвышающегося над повседневностью.
Произведения художника представлены в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана, России.
Умер в 1963г. в Ташкенте.
КАЙДАЛОВ Владимир Елпидифорович. 1907- 1985
График. Народный художник Узбекистана. Родился в Барнауле, там же получил первоначальное художественное образование в студии под руководством Е.Л.Коровай, затем учился в студии АХРР в Ленинграде у Е.К.Чепцова и М.И.Авилова (1927-1932гг.). С 1932г. жил в Узбекистане.
В графике использовал разные техники. Мастерски владел ксилографией, в которой исполнил серию портретов выдающихся писателей (в том числе А.Навои), актеров, общественных деятелей, а также серию горных пейзажей и множество экслибрисов. Широко известны циклы автолитографий, созданные по материалам горного похода на Памир и строительству Каттакурганского водохранилища.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, России.
МОРДВИНЦЕВА Галина Ивановна. 1937-2013
Родилась в 1937г. в Ташкенте. С детских лет занималась в художественной студии Дома художественного воспитания.
В 1954-1958 гг. училась в РХУим. П.Бенькова у С.Ф.Раковой.
В 1959-1965 училась на живописном отделении ТТХИ у педагогов В.Ковинина, М.Саидова и В.Подгурского.
По окончании института преподавала в РХУ им.П.Бенькова.
Живописец-станковист, автор пленэрных пейзажей и натюрмортов, выполненных в крепкой реалистической манере.
Произведения представлены в собрании ДХВ АХУз, в частных коллекциях за рубежом.
НИКОЛАЕВ Александр Васильевич (Усто-Мумин). 1897-1957
Живописец, график, художник театра. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в Воронеже. Учился в Воронеже в художественной студии Бучкури (1916-1918гг.), посещал вторые Государственные художественные мастерские К.Малевича в Москве (1918-1919гг.). В Узбекистане с 1920г. Умер в Ташкенте.
Творчество А.В.Николаева одно из самых своеобразных явлений в искусстве Узбекистана. Его работы, объединяющие в себе возвышенную одухотворенность и редкую законченность формы, обладают своим, внутренним миром. Приехав в Узбекистан, А.Николаев обрел здесь вторую родину. В средневековой философии Востока он обнаружил много точек со своим мировосприятием. Он принял мусульманское имя Усто-Мумин. В искусстве Востока он воспринял линейное совершенство, утонченную пряность, декоративный характер, орнаментальность и технику прикладного искусства. В его творчестве переплелись традиции искусства Востока, итальянского Возрождения и древнерусской живописи. Художник возвышает свои образы над обыденностью, подчеркивая в них чисто духовные качества.
Содержательную канву работ художника составляют мысли о человеке, его судьбе, о смысле и красоте жизни, решенные в традициях философии Востока.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана, России.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Владимир Леонидович (1897-1949)
График, живописец. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в с. Урваново Владимирской области (Россия). В Узбекистане с 1922г.
В.Рождественский – мастер газетной и журнальной графики, автор литографий на социальную тематику. В живописи раскрывает себя как тонкий колорист, искренний, глубоко думающий художник. В произведениях художника чувствуется исключительная внутренняя собранность, творческая воля, страстное, активное отношение к жизни.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана.
Художник-график. Родился и вырос в Ташкенте. В 1944-1949гг учился в Республиканском художественном училище у педагога П.Гана. В 1951-1957 гг. продолжил образование в Литве, в Вильнюсском художественном институте у педагога Кузминскиса. По окончании института вернулся в Ташкент и приступил к педагогической работе на художественном факультете в Ташкентском театрально-художественном институте им.А.Островского. Активно занимался творческой работой в области станковой графики, отдавая предпочтение технике линогравюры. Участник многочисленных республиканских и международных выставок, член союза художников Узбекистана.
В конце 1980-х гг. уехал в Вильнюс.
В.Паршин — автор многочисленных серий линогравюр на темы жизни Узбекистана, важных событий, происходящих в республике. Творчество художника отмечено широтой и смелостью эстетического мышления в сочетании с высоким техническим профессионализмом и богатой эрудицией в в стилистике различных художественных школ. Его работам присущи жизнерадостность мироощущения и светлое чувство юмора. Некоторые из его гравюр воспринимаются примитивом (серии «Здесь живем», «На празднике хлопка»), но при более внимательном рассмотрении убеждаешься, что за внешней простотой и непритязательностью резцовой манеры художника кроется стремление уйти от банальной красивости, что простота его стиля не так уж проста, как кажется. Художник прекрасно знает Узбекистан и стилизует свои жизненные впечатления под народный лубок.
Серия линогравюр «После 26 июня 1966 года» о ташкентском землетрясении примечательна остротой выражения чувств, пережитых населением Ташкента.
Своеобразием резцовой манеры, продуманностью композиций, глубоким ощущением эпохи Навои отмечены шесть гравюр В.Паршина в коллективном альбоме «Алишер Навои» (1968).
Мастерская изощрённость и вместе с тем неназойливая простота отличают гравюры из серии «Первые шаги» 1971г. — о физкультурном движении молодёжи, о стремительных темпах времени. В узбекскую графику Паршин внес собственный строй образов, оригинальное творческое мышление.
Произведения художника представлены в музейных собраниях Узбекистана и России.
ЦИГЛИНЦЕВ Анатолий Николаевич.1927-1982
Циглинцев Анатолий Николаевич является одним из наиболее творчески продуктивных представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии, рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность Циглинцева началась во второй половине 50-х годов и уже почти четверть века он трудился в искусстве графики и в художественной журналистике.
А.Н.Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В.Циглинцева. Детские впечатления –
большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – все оседало в памяти, волновало любознательность… Став художником, Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Отечественной войны из 8 го класса был мобилизован в ремесленное училище.
Практику проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и определили его в граверный цех. Под руководством московского художника Ю.Ганфа, Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации Георгиевской лестницы Большого Кремлевского дворца и в реставрации интерьера музея Л.Н.Толстого на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова. Окончил его в 1954 г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А.Навои в
Астрабад» и «Колхозная делегация на заводе «Ташсельмаш». Циглинцев с благодарностью вспоминает своих педагогов: В.Петрова, С.Ф.Ракову, заставившую его серьезно заняться изучением искусства рисунка и А.А.Гольдрея, ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей – И.Икрамова, Д.Д.Синицкого, А.М.Венедиктова, С.Мальта. В мир книжной графики Циглинцева ввел Искандер Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок).
Особую и значительную по объему часть творческой продукции Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения по-настоящему лирические, рожденные в процессе глубокого общения – диалога природы с художником.
Художник обладает фантазией, воображением, чувством декоративного. Чувствует богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров.
Его отличает неумная любовь к жизни, ее многообразной красоте.
СИНИЦКИЙ Дмитрий Дмитриевич. 1907-1970
Заслуженный деятель искусств Узбекистана, график.
Уроженец Украины. С 1945 г. жил и работал в Узбекистане.
Член Союза художников Узбекистана, участник многочисленных республиканских выставок.
Известный мастер изобразительной сатиры, виртуозно владел рисунком, акварелью. Работал в области станковой, книжной и журнально-газетной графики, а также в плакате. Его очерковые зарисовки, шаржи, журнальная графика и плакаты отмечены острым бичующим началом, сатирой и юмором.
Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.
ЛЕУШИН Николай Петрович.1907-1986
Заслуженный деятель искусств Узбекистана, график.
Родился в с. Новый Буян в Самарской области (Россия). В послевоенные годы жил и работал в Узбекистане. Член Союза художников Узбекистана, участник многочисленных республиканских выставок, активно занимался общественной работой в Художественном Фонде. Умер в Ташкенте.
Известный мастер изобразительной сатиры, виртуозно владел рисунком, выразительно и лаконично используя цветовые акценты. Работал в области плаката, в книжной и журнально- газетной графике. Его плакаты, очерковые зарисовки, журнальная графика отмечены острым бичующим началом, сатирой, а дружеские шаржи, исполненные с мягким юмором, легко узнаваемы по блестяще подмеченным характерным чертам персонажей.
Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.