Выставка Александра Николаева «Путешествие в настоящее» — это высказывание художника по поводу современной реальности, событий, происходящих в мире. Масштабная экспозиция, представленная в Центральном выставочном зале — ретроспектива творчества А. Николаева. Она по — своему уникальна: никогда у нас не было персональных выставок такого типа. Экспозиция отражает широту концептуальных идей и поисков художника, а также открывает возможность зрителю понять, насколько исследуемые им проблемы актуальны для настоящего и будущего.
Свой путь в области концептуального искусства А. Николаев прошел, не ища «особых путей», он отразил общую закономерность: художник начинал с живописи, затем перешел, из ставших для него узкими, рамок станковой картины к инсталляциям, реди-мейдам, кинетическим объектам ( «Модулор», «В поисках совершенства», «Эволюция»). Как объясняет художник: со временем пришло понимание того, что концептуалист — это не «поэт прекрасного и возвышенного», он исследует, понимает и видит окружающий мир в контексте актуальных проблем современности.
В 2000- е г. А. Николаев перешел в видеоарт и создал лаконичные с емким смыслом работы на темы урбанизма, экологической катастрофы — «Аральское море», «Рыбы», «Лифт», «Шаман». Видеоарт «Хочу в Голливуд», отразивший настроение целого поколения, стал этапным в творчестве художника и был показан на многих международных выставках и биеннале.
Знаковым для творчества А. Николаева стал выставочный проект «Констелляция» (2005, Швейцарское бюро) – первая в Узбекистане выставка концептуального искусства, проходившая на территории бывшего ремонтно — механического завода. Николаев представил readymade «Аральская вода», кинетические инсталляции «В поисках совершенства», «Крылья Икара».
Кинетическая инсталляция «В поисках совершенства» представляет собой оригинальное изобретение А.Николаева — машина с белыми гипсовыми руками, с холодной размеренностью, без остановки штампует фигурки человечков. Художник размышляет о клонировании, о кризисе уникальности человека в глобализованном мире, о том, чем обычно заканчиваются пресловутые «поиски совершенства и гармонично развитого человека».
На Венецианской биеннале 2007 г. А.Николаев представил медитативное черно-белое видео «Молитва», которое отразило исследование духовной проблематики.
На 54 Венецианской биеннале художник участвовал проектом «Мир добрых людей». Это – 18 панно, выполненные в коллажной текстильной технике мастерицей А. Пановой по эскизам художника. Образцы наивного искусства и китча с восточным акцентом оживают в этих обильно украшенных кукольно — иконных «портретах», словно заключенных в нарядные оклады.
Антивоенная позиция художника отражена в нескольких проектах 2015-2018 г., представленных на выставке – серия живописных работ «Реальные миры », а так же кинетических инсталляциях «Камера обскура», проекте «Активы», объектах «Мягкие игрушки», «Снайпер», «Шкатулка. Малиновый звон».
А. Николаев анализирует современную ситуацию — военные конфликты, катастрофы, происходящие в мире, используя обычные предметы, порой игрушки, неожиданно для зрителя пополняющиеся новым смыслом, выводящим их из частного мира обывателя. Парадоксально соединяя реальные и идеалистические сюжеты и объекты, художник совмещает агрессивное с гармоничным, в результате создается некий, в чем — то нелепый, противоречивый, но очень реальный мир.Выставочный проект «Путешествие в настоящее» — это приглашение художника не в пространство экзотических и далеких мифов, истории, а попытка говорить в искусстве о настоящем, задавать вопросы о том, что происходит в мире. Для Узбекистана данная выставка является достаточно неординарной и актуальной на фоне мейнстрима в искусстве. Вопрос, заданный зрителю рассчитан на размышления и оценку событий современности средствами современного искусства.
Александр Николаев вместе со своими коллегами «по цеху» прошел период «бури и натиска», пришло время анализа сделанного и для перспектив будущего. Он называет себя реалистом, считая, что правда жизни, исследование реальности, теперь перешли в новые формы и выражают новые смыслы.
Экспозиция состоит из трех основных разделов:
- «Ильхомовский» период — ранняя живопись
- Структурно-оптическая живопись, не фигуративная, экспериментальная живопись и объекты (модулоры), графика.
- Концептуальное искусство: инсталляции, видео, кинетика, графика, «новая» живопись «Реальные миры».
- http://alexnikart.ru/