Академия художеств Узбекистана по инициативе Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан в годовщину начала Великой Отечественной войны проводит выставку работ узбекских художников-фронтовиков «Завещано помнить!».
Великая Отечественная война занимает особое место в общей истории Узбекистана и России. Война явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза. Народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и её союзников. Красная Армия, разгромив агрессора, выполнила также непростую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.
С первых же дней войны люди искусства встали в строй наравне с военнослужащими. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Уже к началу войны художники были готовы направить свое «оружие» против фашистской Германии. Основной задачей художников в годы войны было укрепление веры народа в силу и непобедимость Красной Армии, веры в Победу. Как и все советские граждане, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом. Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики – на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Художники превратили карандаши и кисти в оружие.
В годы войны художественная жизнь республики, несмотря на трудности, вызванные войной, несмотря на то, что немало талантливых мастеров искусств и художников Узбекистана были призваны или ушли добровольцами на фронт, была активной и напряженной. Она сосредоточилась, в основном, в Ташкенте и Самарканде. В 1941-1943 гг. Самарканд превратился в один из крупнейших художественных и научно-исследовательских центров Советского Союза. Здесь находились Всероссийская Академия художеств, Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, Киевский и Харьковский художественные институты, значительное число известных художников и искусствоведов, эвакуированных из крупных центров страны. В суровых условиях военных лет здесь проходили академическую подготовку и создавали произведения студенты, ставшие в дальнейшем известными мастерами искусств. Под впечатлением вестей, приходивших с фронта, в стремлении внести свой посильный вклад в защиту страны, художники создавали произведения, проникнутые антифашисткой тематикой, организовывались выставки. В тесном содружестве с известными мастерами искусств, набиралась опыта и крепла профессиональная школа узбекских мастеров. Доминировала тема – «Все для фронта – все для победы!».
На выставке, открытой в день начала Великой Отечественной войны в Ташкентском доме фотографии Академии Художеств Узбекистана, представлено около 50 работ двух художников-фронтовиков Евгения Гадецкого и Рафаэля Матевосяна, демонстрирующих уникальную миссию Узбекистана в годы войны. Это произведения живописи из фондов Дирекции Художественных выставок, Мемориального комплекса «Парк Победы», частной коллекции многолетней соратницы Евгения Гадецкого, историка Ларисы Георгиевны Левтеевой, и дочери Рафаэля Матевосяна Гаянэ Матевосян.
Вся коллекция Евгения Леонтьевича будет передана в фонды Дирекции художественных выставок, а также библиотека пополнится биографией художника написанной Ларисой Левтеевой.
Знакомя новое поколение граждан Узбекистана с реальными свидетельствами военного времени, организаторы выставки отдают дань Памяти героическому поколению, вынесшему на своих плечах все тяготы войны, победившему фашизм и отстоявшему право людей на свободу — воинам-узбекистанцам и труженикам тыла.
Евгений Леонтьевич Гадецкий.1924-2020гг.
Родился в г. Чимкенте 1924 году. Войну знал не понаслышке. Сразу же после окончания средней школы в 1942 г. был призван на службу в армию и направлен на фронт под Сталинград. В составе сапёрного батальона разминировал минные поля, освобождал Северный Кавказ, Западную Украину. В 1944 г. перенёс тяжёлое ранение, из-за чего позже, у же в 1946 г. был комиссован, получил инвалидность третьей группы. За проявленное мужество и отвагу был награждён боевыми орденами и медалями.
В 1947 г был принят на второй курс Отделения живописи Республиканского художественного училища им. П.П.Бенькова, которое окончил в 1951 году, получив специальность художника-педагога черчения и рисования.
Евгений Леонтьевич Гадецкий – художник разноплановый, с широким творческим диапазоном. Он работал в нескольких направлениях – станковая тематическая живопись, портрет, пейзаж и натюрморт. В его живописи воплотились тонкое видение красочности мира, жизненность образов. Словно в кадрах панорамного фильма раскрываются картины природы и жизни республики в разных её проявлениях.
Произведения Е.Л. Гадецкого отличает колористическая насыщенность, уверенная организация цельной композиции.
И не только настоящее, но и прошлое стало объектом художественного осмысления, внутренней творческой потребностью. Смысл обращения к исторической памяти, характер отношений с ней определили одну из важных составляющих творчества художника – тему Второй мировой войны.
Другая тема – хлопок Узбекистана, являющийся одной из важнейших составляющих экономики Республики. Это тема раскрывается художником в триптихе «Машина и люди» (1982г).
Это произведение станкового изобразительного искусства состоит из трёх законченных картин: «Механик — водитель», «Третье поколение хлопкоуборочных машин» и « Горожанин».
Матевосян Рафаэль Теватросович. 1924-2013гг.
Заслуженный работник культуры Каракалпакстана.
Родился в г.Самарканде. В октябре 1942г. был направлен на курсы радиотелеграфистов и спустя 3 месяца назначен радистом в отдельную роту связи в Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками Закавказского фронта. Войну окончил на советско-турецкой границе. Награжден 6-ю медалями.
В 1957г. окончил Азербайджанское художественное училище им. Азима Азим-Заде. С 1962г. жил и работал в г.Нукусе, затем в Ташкенте. Живописец, участник выставок в республике и за рубежом, с 1971г. – член Союза художников Узбекистана. Большой цикл работ художника посвящен рыбакам Арала, проблемам экологии.