Из цикла «Наше наследие» КРИКИС АНДРЕЙ ЯНИСОВИЧ. 1950-1994

a_krikis_2020_banner3 июля 2020 года Дирекция Художественных выставок, несмотря на пандемию коронавируса открывает персональную выставку АНДРЕЯ КРИКИСА из цикла «Наше наследие»

Живописец — монументалист. Родился в г. Ярославле в семье археолога. С детских лет жил в Узбекистане, где  работал отец  — в Ташкенте, затем в Самарканде. В 1976г. окончил Ярославское художественное училище. По окончании училища вернулся в Самарканд.

a_krikis_2020_001С 1986г.- участник выставок в Узбекистане и за рубежом. С 1988г.- Член Союза художников Узбекистана.

В 1986г.   в Ташкенте  в клубе творческой молодежи «Ильхом» состоялась первая персональная  выставка художника, в 1994г.   в зале Союза архитекторов — последняя прижизненная выставка.  Такова краткая биография художника.

 a_krikis_2020_002Он заявил о себе сразу  и «во весь голос». Кто-то из критиков тут же причислил его к представителям  европейского трансавангарда*. Но вряд ли сам художник ограничивал себя  рамками  какого-либо из направлений современного искусства.

Он не мыслил себя без свободного творческого полета и, казалось, единственным, что ограничивало его фантазию, были рамки холста. Не обращая внимания  на досужую критику  чиновников от искусства, требующих соответствия  социальным задачам времени, на клевету и доносы  завистников, он творил без устали, безудержно, словно торопился в неком предчувствии исхода, тем самым,  ускоряя его. Врачи вынесли краткий и суровый вердикт – «печень маляра».   Он «сгорел» в работе, создав за недолгий творческий путь свыше 500 живописных произведений, многие из которых выставлялись  на его персональных выставках 1987-1989 гг. – в Иркутске,  Казани, Усть-Каменогорске, в Риге  и в Москве, в Дели,  Стокгольме и Гётеборге, на международных Бьеннале в Бангладеш, на Русском фестивале 1993г. в Сан-Франциско.   

a_krikis_2020_003Фигуративные и беспредметные композиции, полотна-реминисценции с элементами гротеска  и эпатажа —  работы Андрея Крикиса  построены на динамичных, исполненных внутренней экспрессии соотношениях причудливых форм и цвета.  Это мощный поток живописной энергии, который вступает не только в визуальный контакт, но вызывает, прежде всего, глубокие подсознательные ассоциации, наполненные  как острыми, подчас трагическими противоречиями, так и  активным жизнеутверждающим началом.

 

Судьба  успела улыбнуться художнику — он получил признание при жизни. Его произведения  вошли в собрания музеев Узбекистана,   они представлены в  приватных галереях  Англии, Германии, Греции, Израиля, США, России, Таиланда, Франции, Швеции…

В этом году  исполнилось 70 лет со дня рождения художника. Ретроспективная выставка Андрея  Крикиса, открытая в Центральном Выставочном зале дает возможность  познакомить новое,  молодое поколение  с творчеством одного из интереснейших представителей искусства Узбекистана конца ХХ века, а его сверстникам еще раз вспомнить  этого талантливого, верного своим принципам  «стойкого оловянного солдатика» из отряда узбекских живописцев.  

В экспозиции представлено свыше 20 живописных полотен из собраний Дирекции художественных выставок, частных коллекций.

                                                                                                                              Л.Кодзаева


* Трансавангард – термин, предложенный  итальянским профессором А.Бонито Олива и объединяющий многие течения второй половины 1970-х -1980-х годов, для которых в целом характерна стилизация  приемов старых мастеров и первых «измов»  ХХ века («неоэкспрессионизм», «молодой фовизм», «культурная живопись», «свободная фигурация», «неофигуративность» и др.). Параллельно развивался «постмодернизм» в современном зодчестве и  стиль «ретро» в дизайне. Все эти тенденции показывали «разочарование» в авангардизме, как бы хотели вернуться к предшествующим традициям.