Персональная выставка Батухана Баймена

batukhan_baimen_0016 сентября в Центральном выставочном зале Дирекции художественных выставок откроется персональная выставка художника из Казахстана Батухана Баймена.

Батухан Баймен – яркий представитель казахстанской школы станковой графики, остро чувствующий современность. Его графические листы будят воображение зрителя, не оставляя его равнодушным к проблемам  истории его родного края, судьбам казахского народа, заставляя размышлять о позиции художника в современном мире. Он родился в 1955 году неподалеку от Шымкента в Тюлькубасском районе в многодетной семье учителя географии. В семье было много книг, и родители приохотили к чтению всех своих одиннадцать детей. Подросшего Батухана поместили в школу-интернат, где у него проявился талант рисовальщика и окрепло стремление стать художником. И поступил на художественно-графический факультет Шымкентского педагогического института, который окончил в 1977 г. Сегодня за плечами деятеля культуры Республики Казахстан, члена Союза художников Казахстана Батухана Баймена около тридцати пяти республиканских и международных выставок, в том числе в Турции, Ливане, Германии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и т.д.                 

batukhan_baimen_002Впервые с творчеством казахстанского художника Батухана Баймена ташкентские зрители познакомились на Межреспубликанской выставке «Художники Шымкента», которая проводилась в Ташкенте  в 1986 г. Черно-белые и цветные линогравюры молодого графика привлекли специалистов и любителей искусств не только современной тематикой и мастерством гравера. В совершенстве владея резцом, в одной из первых своих графических серий «Урок рисования» (1977 г.). Он мастерски владеет приемами построения композиции. Так в серии «Юность», в листах «Натюрморт с хлебом», «Натюрморт с самоваром», Семья», «В мастерской», выполненных в начале 1980-х гг., он добивался цельности композиционного решения, вписывая изображение в круг. Он располагает в самых сложных ракурсах фигуры персонажей линогравюры «Детская игра».

batukhan_baimen_003Значительное место в творчестве Батухана занимают произведения на темы поэзии Абая. Многоплановые, многофигурные графические листы воспроизводят сюжеты стихов поэта, посвященных жизни казахского народа: повседневному труду,  табунщикам выгоняющим табуны на джайлау, охоте с беркутом, женщинам в юрте, праздникам с музыкантами и угощением для гостей в серии «К стихам Абая» (1983 г.).

batukhan_baimen_004Литографию «Желтоскан» (1987 г.) он  посвятил трагическим страницам истории современного Казахстана. Словом «желтоскан» казахи называют месяц декабрь. Напомним, что 16 декабря 1986 года в Алма-ате, а затем в Караганде начались стихийные выступления молодежи в защиту принципов зарождавшейся демократии. Студенческие демонстрации были жестоко подавлены властями и эти события взволновали  все население республики. Пожалуй, с этого времени для художественного воплощения своей концепции, выражающей его отношение к миру и человеку, Батухан Баймен все чаще использует в своих произведениях приемы символики, аллегории и метафоры, гротеска.   

batukhan_baimen_006Батухан Баймен не раз обращался к прозе Чингиза Айтматова. Поэтика и метафоричность литературных образов писателя необычайно близка художнику с ярко выраженной гражданской позицией и гуманистической направленностью.

batukhan_baimen_005Батухан Байменнинг энг эътиборили етти композициядан иборат серияси Алишер Навоийнинг ушбу номдаги поэмаси асосида яратилган. Асарда Искандар Зулқарнайн қиёфасидан фойдаланган бўлса, шунга мос қора фонда оқ штрих, оқ фонда қора штрих қадимги – Грек ҳайкал ва деворий рангтасвири услубларидан фойдаланади. У поэма мавзусига мос тарзда Искандарнинг туғилишидан Рум подшоси асраб олган даврдан унинг ўлимига қадар ҳарбий либосда тасвирланган.

 

batukhan_baimen_007Серию черно-белых линогравюр «Великая степь» (2016 г.) вошел в цикл из девяти серий крупноформатных линогравюр на шелковой ткани, созданных Батуханом Байменом в 2018 году накануне открытия его персональной выставки «NOMAD» в Ташкенте, в Центральном Выставочным зале Академии художеств Узбекистана. В цикл, кроме «Великой степи» вошло еще восемь серий: «Рутина», «В пути», «Последняя игра», «Птицы перелетные», «Стена Искандера», «Прощай, Гульсары!», «Сон Аблай-хана», «Тупик».  Все они объединены глубокой философской мыслью о необходимости хранить от забвения историю родного края и память об истоках  духовности и культуры казахского народа.

Искусствовед    Т. Рогова.