«НАШЕ НАСЛЕДИЕ. МАСТЕРА ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА» Ретроспективная выставка из собрания Дирекции художественных выставок

nashe_nasledie_bannerВ  разгар летнего сезона — 19 июля, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открывается  ретроспективная выставка произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешнего проект из  цикла «Наше наследие», посвящён мастерам живописи, графики и скульптуры Узбекистана  — юбилярам 2017 года. Среди них художники старшего поколения  —  Михаил Аринин, Варшам Еремян, Александр Николаев (Усто-Мумин), Владимир Рождественский, которым в этом году исполняется 120 лет, Инесса Гартван, Владимир Кайдалов, Дмитрий Синицкий, Константин Чепраков, которым исполняется 110 лет, Константин Богодухов,  Нина Крымская  и Семен Стрибный,  у которых 100-летний юбилей, а также известные живописцы поколения 1960-1970-х годов — живописцы Бахтиер Бабаев, Галина Мордвинцева, Юрий Стрельников, Юрий Талдыкин, Масхуд Тохтаев, графики Вил Паршин, Анатолий Циглинцев,  самаркандские скульпторы Эйнулла Алиев и Нодар Бандзеладзе. Самому молодому из ушедших художников Масхуду Тохтаеву в этом году исполнилось бы 70 лет. Экспозиция его произведений развернута на  первом этаже  зала.      

nashe_nasledie_open_2017_-1Представляя  этот небольшой интернациональный состав мастеров искусств Узбекистана, мы  отдаем не только дань памяти  юбилярам, демонстрируем  их творческие достижения, но и знакомим новое поколение художников и любителей искусства с интереснейшей эпохой истории искусства Узбекистана. Жизнь и творчество этих мастеров пронизано интересом к национальной культуре, национальной истории,  к народной жизни, и это, в свою очередь,  позволило  им раскрыть в  своих произведениях черты  общечеловеческих, интернациональных ценностей. Каждый из  представленных авторов — яркая творческая  индивидуальность, со своим стилем живописного и пластического  изложения.

nashe_nasledie_open_2017_-2Среди представленных произведений  жанровая и историческая живопись, портреты и натюрморты,  очень много мастерски исполненных  пленэрных этюдов, эскизов к картинам и кинофильмам, рисунки и наброски, плакаты, сатирическая и журнальная графика — зрители смогут  заглянуть в творческую лабораторию художников.   Временной диапазон  экспонатов —  с 30-х годов прошлого века по 2000-е годы. Это живая летопись искусства Узбекистана, в которой ощутим характерный дух ушедшей эпохи — дух  надежды и веры в светлые идеалы и трагизм их утраты,  обретение долгожданной свободы творческого самовыражения  и вера в   «красоту,  спасающую мир». Все это достойно внимания,  изучения, памяти и почестей. 

nashe_nasledie_open_2017_-3В экспозиции представлено  около 300  произведений из собрания Дирекции художественных выставок, частных  коллекций и архивов художников.

Выставка продолжит работу до 19 августа 2017г.

 

nashe_nasledie_open_2017_-4Коллектив научных сотрудников отдела выставок и отдела фондов Дирекции выставок выражает искреннюю признательность директору галереи «ZERO Line» Изабелле Сабировой, коллекционеру Баходиру Игамкулову,  Марине и Дмитрию Мордвинцевым за произведения,  предоставленные для экспозиции, а также   выражаем благодарность Римме Варшамовне Еремян, передавшей в дар Дирекции художественных выставок произведения Варшама Еремяна и Владимира Рождественского.

Искусствовед Л. Кодзаева

 


gartvan_izoldaГАРТВАН Изольда Константиновна.1907-1998

Художник по текстилю, график.

Родилась в г. Великий Устюг (Россия), в немецкой семье. В нач. 1920-х училась в Московском ВХУТЕИНе, где в то время преподавал М.Шагал, ставший для молодой художницы примером на протяжении всего творческого пути. Окончила Московский текстильный институт, где работала до начала 1940-х годов. Затем последовала ссылка в Казахстан, на поселение в г. Караганду.

Послевоенные годы жизни и творчества И. Гартван связаны с Узбекистаном и работой на Ташкентском текстильном комбинате в качестве художника по текстилю, где она проявила высокий профессионализм и мастерство в разработке дизайна тканей. В 1963-1966 гг. И. Гартван вела курс по текстилю в Ташкентском театрально-художественном институте, а затем в Текстильном институте. Член Союза художников Узбекистана, И. Гарван — участница многочисленных выставок в республике и за рубежом. Помимо дизайна текстиля, И. Гартван работала в станковой живописи, графике, отдавая предпочтение технике акварели, которой владела с виртуозным мастерством.

С сер. 1970-годов создала большой цикл выразительных, полных внутренней экспрессии акварельных портретов своих современников.

В к.1980-х гг. переехала в Германию, где продолжала активно творчески работать и делать персональные выставки. Умерла в Саарбрюккене.

Произведения художницы представлены в музейных собраниях Узбекистана, России, Германии, частных коллекциях за рубежом.


eremyan_varshamЕРЕМЯН Варшам Никитич. 1897-1963

Живописец, график, художник кино. Народный художник Узбекистана. Родился в 1897г. в Нагорном Карабахе. Учился во ВХУТЕМАСе (1921-127гг.) у С.Герасимова и Р.Фалька. В Узбекистане с 1909 г.

Жил в Самарканде и Ташкенте. Работал на киностудии «Узбекфильм».

В.Н.Еремян – один из основоположников школы изобразительного искусства Узбекистана, внесший огромный вклад в ее становление. В работах художника отразился Восток с его специфическим укладом жизни и представлениями. В станковых работах чаще всего обращался к жанру городского пейзажа. Своеобразие его стиля достаточно ярко выразилось в акварелях и рисунках. Его композиции отличаются динамичностью, непринужденностью и свободой, что способствует созданию оригинального мира художника, возвышающегося над повседневностью.

Произведения художника представлены в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана, России.

Умер в 1963г. в Ташкенте.


kaydalov_vladimirКАЙДАЛОВ Владимир Елпидифорович. 1907- 1985

График. Народный художник Узбекистана. Родился в Барнауле, там же получил первоначальное художественное образование в студии под руководством Е.Л.Коровай, затем учился в студии АХРР в Ленинграде у Е.К.Чепцова и М.И.Авилова (1927-1932гг.). С 1932г. жил в Узбекистане.

В графике использовал разные техники. Мастерски владел ксилографией, в которой исполнил серию портретов выдающихся писателей (в том числе А.Навои), актеров, общественных деятелей, а также серию горных пейзажей и множество экслибрисов. Широко известны циклы автолитографий, созданные по материалам горного похода на Памир и строительству Каттакурганского водохранилища.

Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, России.


mordvintseva_galinaМОРДВИНЦЕВА Галина Ивановна. 1937-2013 

Родилась в 1937г. в Ташкенте. С детских лет занималась в художественной студии Дома художественного воспитания.

В 1954-1958 гг. училась в РХУим. П.Бенькова у С.Ф.Раковой.

В 1959-1965 училась на живописном отделении ТТХИ у педагогов В.Ковинина, М.Саидова и В.Подгурского.

По окончании института преподавала в РХУ им.П.Бенькова.

Живописец-станковист, автор пленэрных пейзажей и натюрмортов, выполненных в крепкой реалистической манере.

Произведения представлены в собрании ДХВ АХУз, в частных коллекциях за рубежом.


nikolaev_usto_muminНИКОЛАЕВ Александр Васильевич (Усто-Мумин). 1897-1957

Живописец, график, художник театра. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в Воронеже. Учился в Воронеже в художественной студии Бучкури (1916-1918гг.), посещал вторые Государственные художественные мастерские К.Малевича в Москве (1918-1919гг.). В Узбекистане с 1920г. Умер в Ташкенте.

Творчество А.В.Николаева одно из самых своеобразных явлений в искусстве Узбекистана. Его работы, объединяющие в себе возвышенную одухотворенность и редкую законченность формы, обладают своим, внутренним миром. Приехав в Узбекистан, А.Николаев обрел здесь вторую родину. В средневековой философии Востока он обнаружил много точек со своим мировосприятием. Он принял мусульманское имя Усто-Мумин. В искусстве Востока он воспринял линейное совершенство, утонченную пряность, декоративный характер, орнаментальность и технику прикладного искусства. В его творчестве переплелись традиции искусства Востока, итальянского Возрождения и древнерусской живописи. Художник возвышает свои образы над обыденностью, подчеркивая в них чисто духовные качества.

Содержательную канву работ художника составляют мысли о человеке, его судьбе, о смысле и красоте жизни, решенные в традициях философии Востока.

Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана, России.


rojdestvenskiy_vladimirРОЖДЕСТВЕНСКИЙ Владимир Леонидович (1897-1949)

График, живописец. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в с. Урваново Владимирской области (Россия). В Узбекистане с 1922г.

В.Рождественский – мастер газетной и журнальной графики, автор литографий на социальную тематику. В живописи раскрывает себя как тонкий колорист, искренний, глубоко думающий художник. В произведениях художника чувствуется исключительная внутренняя собранность, творческая воля, страстное, активное отношение к жизни.

Произведения художника находятся в музейных собраниях Узбекистана, Каракалпакстана.


parshin_vilПАРШИН Вил Семенович. (1927)

Художник-график. Родился и вырос в Ташкенте. В 1944-1949гг учился в Республиканском художественном училище у педагога П.Гана. В 1951-1957 гг. продолжил образование в Литве, в Вильнюсском художественном институте у педагога Кузминскиса. По окончании института вернулся в Ташкент и приступил к педагогической работе на художественном факультете в Ташкентском театрально-художественном институте им.А.Островского. Активно занимался творческой работой в области станковой графики, отдавая предпочтение технике линогравюры. Участник многочисленных республиканских и международных выставок, член союза художников Узбекистана.

В конце 1980-х гг. уехал в Вильнюс.

В.Паршин — автор многочисленных серий линогравюр на темы жизни Узбекистана, важных событий, происходящих в республике. Творчество художника отмечено широтой и смелостью эстетического мышления в сочетании с высоким техническим профессионализмом и богатой эрудицией в в стилистике различных художественных школ. Его работам присущи жизнерадостность мироощущения и светлое чувство юмора. Некоторые из его гравюр воспринимаются примитивом (серии «Здесь живем», «На празднике хлопка»), но при более внимательном рассмотрении убеждаешься, что за внешней простотой и непритязательностью резцовой манеры художника кроется стремление уйти от банальной красивости, что простота его стиля не так уж проста, как кажется. Художник прекрасно знает Узбекистан и стилизует свои жизненные впечатления под народный лубок.

Серия линогравюр «После 26 июня 1966 года» о ташкентском землетрясении примечательна остротой выражения чувств, пережитых населением Ташкента.

Своеобразием резцовой манеры, продуманностью композиций, глубоким ощущением эпохи Навои отмечены шесть гравюр В.Паршина в коллективном альбоме «Алишер Навои» (1968).

Мастерская изощрённость и вместе с тем неназойливая простота отличают гравюры из серии «Первые шаги» 1971г. — о физкультурном движении молодёжи, о стремительных темпах времени. В узбекскую графику Паршин внес собственный строй образов, оригинальное творческое мышление.

Произведения художника представлены в музейных собраниях Узбекистана и России.


tsiglintsev_anatoliyЦИГЛИНЦЕВ Анатолий Николаевич.1927-1982

Циглинцев Анатолий Николаевич является одним из наиболее творчески продуктивных представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии, рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность Циглинцева началась во второй половине 50-х годов и уже почти четверть века он трудился в искусстве графики и в художественной журналистике.

А.Н.Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В.Циглинцева. Детские впечатления –

большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – все оседало в памяти, волновало любознательность… Став художником, Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Отечественной войны из 8 го класса был мобилизован в ремесленное училище.

Практику проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и определили его в граверный цех. Под руководством московского художника Ю.Ганфа, Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации Георгиевской лестницы Большого Кремлевского дворца и в реставрации интерьера музея Л.Н.Толстого на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова. Окончил его в 1954 г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А.Навои в

Астрабад» и «Колхозная делегация на заводе «Ташсельмаш». Циглинцев с благодарностью вспоминает своих педагогов: В.Петрова, С.Ф.Ракову, заставившую его серьезно заняться изучением искусства рисунка и А.А.Гольдрея, ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей – И.Икрамова, Д.Д.Синицкого, А.М.Венедиктова, С.Мальта. В мир книжной графики Циглинцева ввел Искандер Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок).

Особую и значительную по объему часть творческой продукции Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения по-настоящему лирические, рожденные в процессе глубокого общения – диалога природы с художником.

Художник обладает фантазией, воображением, чувством декоративного. Чувствует богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров.

Его отличает неумная любовь к жизни, ее многообразной красоте.


sinitskiy_dmitriyСИНИЦКИЙ Дмитрий Дмитриевич. 1907-1970

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, график.

Уроженец Украины. С 1945 г. жил и работал в Узбекистане.

Член Союза художников Узбекистана, участник многочисленных республиканских выставок.

Известный мастер изобразительной сатиры, виртуозно владел рисунком, акварелью. Работал в области станковой, книжной и журнально-газетной графики, а также в плакате. Его очерковые зарисовки, шаржи, журнальная графика и плакаты отмечены острым бичующим началом, сатирой и юмором.

Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.


leushin_nikolayЛЕУШИН Николай Петрович.1907-1986

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, график.

Родился в с. Новый Буян в Самарской области (Россия). В послевоенные годы жил и работал в Узбекистане. Член Союза художников Узбекистана, участник многочисленных республиканских выставок, активно занимался общественной работой в Художественном Фонде. Умер в Ташкенте.

Известный мастер изобразительной сатиры, виртуозно владел рисунком, выразительно и лаконично используя цветовые акценты. Работал в области плаката, в книжной и журнально- газетной графике. Его плакаты, очерковые зарисовки, журнальная графика отмечены острым бичующим началом, сатирой, а дружеские шаржи, исполненные с мягким юмором, легко узнаваемы по блестяще подмеченным характерным чертам персонажей.

Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.