«ВОЗВРАЩЕНИЕ МИРА». Ужинский Игорь Васильевич. 1893-1954г.

i_ujinskiy_2020_-photo_01Живописец, график. Родился в Киеве.

В 1905-1914г.г. учился в Одесском художественном училище им. М.Б. Грекова. С 1925года жил в Узбекистане. В середине 1920 годов работал сценографом в Андижанском драматическом театре, создавая яркие образные и сценические декорации и костюмы в стиле конструктивизма. В это время имел псевдоним Дю-бас. Проявил свой талант в станковой живописи и прославился, как выдающийся колорист. Автор множества тематических полотен, романтических пейзажей и натюрмортов выполненных в импрессионистической манере. Блестящий рисовальщик работавший в различных графических техниках. В середине тридцатых годов входил в группу графиков круга Б.Пестинского. В годы Великой Отечественной Войны служил на Северном фронте. Огромная известность пришла к художнику за цикл его фронтовых графических работ, в которых автор с достоверностью и глубиной передал особенность образа военной поры. Умер в Ташкенте. Работы художника хранятся в собраниях ГМИ, ДХВ, а также частных собраниях за рубежом, в Лондоне, Париже и в США. Его театральные работы 1920 годов яркое явление русского авангарда в Средней Азии.

К наиболее известным произведениям  художника довоенных лет  следует отнести картину «Виктуар» 1941 г.  — жанровое, драматического содержания полотно  на тему французского сопротивления, с выразительной композицией  — первое в истории советской живописи произведение на тему сопротивления народов Европы фашизму.

Предлагаемые  работы военного периода созданы на основе богатых жизненных впечатлений автора, который провел годы войны на северных фронтах и делал зарисовки на местах сражений. Воевал в качестве артиллериста, а затем разведчика. На фронте рисовал карандашом, а тушь ему заменила черная масляная краска, которую художник, предварительно разбавив,  наносил кистью на бумагу. После окончания войны И.В. Ужинский привез в  Ташкент более 2-х тысяч зарисовок – товарищи по оружию, бойцы разведки, партизаны, беженцы, эпизоды деятельности конной разведки, картины сражений, жертвы и разрушения прифронтовых районов и пр. Многие из них легли в основу больших живописных полотен («Партизаны Заполярья» 1947г. и др.).  Произведения из этого цикла неоднократно экспонировались на выставках в послевоенные годы, часть рисунков вошла  в коллекцию ГМИ Узбекистана.

После смерти художника, рисунки хранились в семье художника Л.И. Резникова – зятя И.В.Ужинского.

С 1992 г.  10  нижеперечисленных рисунков  в частной коллекции.


i_ujinskiy_2020_-1«Возвращение в родные села». Бумага на картоне. Масло, сухая кисть. 50х35

«Жонажон қишлоққа қайтиш». Қоғоз  картон.Мойбўёқ, қуруқ кисть. 50х35

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-9«Пришел домой». (К теме «Возвращение»). Бумага на картоне. Масло, сухая кисть. 60х48,3
«Уйга қайтди». ( «Қайтиш» мавзусига). Қоғоз картон. Мойбўёқ, қуруқ кисть.60х48,3

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-3«Кураныч» (Полевая кухня). Бумага, масло сухая кисть. 59,5х48,5
«Кураныч» (Дала ошхонаси). Қоғоз картон Мойбўёқ, қуруқ кисть. 59,5х48,5

 

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-2«Друзья» (Косари). Бумага, масло, сухая кисть. 51х36
«Дўстлар» (Ўроқчилар). Қоғоз. Мойбўёқ, қуруқ кисть. 51х36

 

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-6«Партизан». 1943г. Бумага на картоне. Масло, сухая кисть.42,7х30,6
«Партизан». 1943й. Қоғоз картон. Мойбўёқ, қуруқ кисть. 42,7х30,6

 

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-10«Следы войны». 1945г. Бумага на картоне. Масло, сухая кисть. 36х53,5
«Уруш излари». 1945й. Қоғоз картон. Мойбўёқ, қуруқ кисть. 36х53,5

 


i_ujinskiy_2020_-11«Следы врага». 1944г. Бумага на картоне. Масло, сухая кисть. 54,5х40
«Душман излари». 1944й. Қоғоз картон. Мойбўёқ, қуруқ кисть. 54,5х40

 

 

 

 


i_ujinskiy_2020_-5«Осиротевший друг».1944г. Бумага на картоне. 49,7 х36,2
«Етим қолган дўстим». 1944й. Қоғоз картон. 49,7 х36,2