«Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана с разделом «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

pakt_rerikha_2019_0017 июня 2019 года в Центральном Выставочном зале Академии Художеств Узбекистана открылась выставка фотографий «Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана с разделом «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

pakt_rerikha_2019_002Экспозиция, посвященная малоизвестным памятникам архитектуры Узбекистана, подготовлена Ташкентским обществом Рерихов. Ввиду удаленности от больших городов, от основных туристических маршрутов информация о них мало доступна широкой общественности. Это мавзолеи Араб-Ата  (Самаркандская область), Ак-Астана-баба (Сурхандарьинская область), мавзолей Мир Саид Бахром, мечеть Деггарон (Навоийская область).Наряду с более известным мавзолеем Исмаила Самани, вышеуказанные памятники  одни из самых ранних среди сохранившихся на территории Узбекистана. Особенностью их является использование жженого кирпича, что знаменовало новую эпоху в развитии зодчества в Средней Азии в IX-XII вв.

pakt_rerikha_2019_003Экспозиция дополнена фотографиями и инсталляциями студентов и магистрантов профессора  Ташкентского архитектурно-строительного Института М.Р.Бородиной.

Фотоматериалы к разделу «Пакт Рериха. Мир через Культуру», предоставленные Международным центром Рерихов (г.Москва, Россия), отражают зарождение и развитие гуманистических  идей по защите культуры и их воплощение в конкретных документах.

pakt_rerikha_2019_004Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения, некачественной реставрации.

Например, один из сюжетов фотовыставки освещает ситуацию с беспрецедентным похищением части керамической плиты с портала памятника архитектуры XIII века Хазира Чашма Аюб в Вабкентском районе Бухарской области. Современные реставрационные работы на памятнике XI века Ак-Астана баба исказили его первоначальный облик.

pakt_rerikha_2019_005Николай Рерих, создатель первого и истории документа, защищающего культурные ценности, говорил и о важности просвещения, широком распространении информации о культурном наследии в каждой стране.

Широкая популяризация культурного наследия будет способствовать воспитанию у молодежи уважительного отношения к истории, духовным накоплениям народа, стремления к творчеству и охране исторического наследия Узбекистана, росту гражданской ответственности, неравнодушия за состояние объектов культурного наследия региона.

pakt_rerikha_2019_006«Кроме правительственных распоряжений именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение… Пусть же теперь каждый сотрудник в культурном деле припомнит все свои связи и возможности, чтобы посильно укрепить общественное мнение, ибо оно прежде всего является хранителем мировых сокровищ. Друзья, действуйте спешно!»- писал он в статье “Охранителям культурных ценностей” в 1939 году.

pakt_rerikha_2019_007В выставке нашел отражение проект известного мастера керамики Абдувахида Бухари по восстановлению керамического декора на архитектурных памятниках Бухары, заслуживающий внимания как проявление действенного неравнодушия к вопросам сохранения культурного наследия Узбекистана.

 

«Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна всенародная воля охранить светочи человечества», — говорил Николай Рерих в статье «О культуре и мире моление».