Персональная выставка Александра Николаева «Путешествие в настоящее»

a_nikolaev_2018_bannerВыставка Александра Николаева «Путешествие в настоящее» это высказывание художника по поводу  современной  реальности, событий, происходящих в мире. Масштабная экспозиция, представленная в  Центральном выставочном зале — ретроспектива творчества  А. Николаева. Она по — своему уникальна: никогда у нас не было персональных выставок такого типа. Экспозиция отражает  широту  концептуальных идей и поисков художника, а также открывает возможность зрителю  понять, насколько  исследуемые им  проблемы  актуальны для настоящего и будущего.

a_nikolaev_2018_001Свой путь  в области концептуального искусства А. Николаев прошел, не ища «особых путей», он отразил общую закономерность: художник начинал с живописи, затем  перешел,  из ставших для него узкими, рамок станковой картины к  инсталляциям, реди-мейдам, кинетическим объектам ( «Модулор», «В поисках совершенства», «Эволюция»). Как объясняет художник: со временем пришло понимание того, что концептуалист — это не «поэт прекрасного и возвышенного», он исследует, понимает и видит окружающий мир в контексте актуальных проблем современности. 

a_nikolaev_2018_002В  2000- е г.  А. Николаев  перешел в видеоарт и создал  лаконичные с емким  смыслом работы  на темы урбанизма,   экологической катастрофы — «Аральское море», «Рыбы», «Лифт», «Шаман». Видеоарт «Хочу в Голливуд»,  отразивший настроение целого поколения,  стал этапным в творчестве художника и  был показан  на многих международных выставках и биеннале.

Знаковым для творчества А. Николаева стал выставочный проект  «Констелляция» (2005, Швейцарское бюро) –  первая в Узбекистане выставка  концептуального искусства,  проходившая на территории  бывшего ремонтно — механического  завода. Николаев представил   readymade «Аральская вода», кинетические инсталляции  «В поисках совершенства», «Крылья  Икара».

a_nikolaev_2018_003Кинетическая инсталляция «В поисках совершенства» представляет собой  оригинальное изобретение  А.Николаева —  машина с белыми  гипсовыми  руками, с холодной  размеренностью, без остановки штампует фигурки человечков. Художник размышляет о клонировании, о кризисе  уникальности человека в  глобализованном мире,  о том, чем  обычно  заканчиваются пресловутые «поиски совершенства и гармонично развитого человека».

На Венецианской биеннале 2007 г. А.Николаев представил  медитативное черно-белое видео «Молитва», которое отразило исследование   духовной проблематики.

a_nikolaev_2018_004На 54 Венецианской  биеннале   художник участвовал  проектом  «Мир  добрых людей». Это – 18 панно, выполненные в коллажной текстильной технике  мастерицей А. Пановой по эскизам художника. Образцы наивного искусства и китча с восточным акцентом  оживают в этих обильно  украшенных  кукольно — иконных «портретах», словно  заключенных в нарядные оклады.

a_nikolaev_2018_005Антивоенная позиция   художника  отражена  в  нескольких  проектах 2015-2018 г., представленных на выставке  – серия живописных работ «Реальные миры », а так же   кинетических инсталляциях  «Камера обскура»,  проекте «Активы», объектах  «Мягкие игрушки»,  «Снайпер»,  «Шкатулка. Малиновый звон». 

a_nikolaev_2018_011А. Николаев анализирует современную ситуацию  — военные конфликты, катастрофы, происходящие в мире, используя  обычные предметы, порой игрушки, неожиданно для зрителя  пополняющиеся новым смыслом, выводящим их из  частного мира обывателя. Парадоксально  соединяя реальные и идеалистические сюжеты и объекты,  художник совмещает  агрессивное  с гармоничным, в результате создается  некий, в чем  — то нелепый, противоречивый, но очень  реальный мир.Выставочный проект «Путешествие в настоящее»  — это  приглашение  художника  не  в пространство экзотических и  далеких мифов, истории,  а  попытка говорить в искусстве о  настоящем, задавать вопросы о том, что происходит  в  мире.  Для Узбекистана данная выставка является достаточно неординарной и актуальной на фоне мейнстрима  в искусстве. Вопрос, заданный зрителю рассчитан на размышления  и оценку событий современности средствами современного искусства. 

a_nikolaev_2018_026Александр Николаев вместе со своими коллегами  «по цеху» прошел период «бури и натиска», пришло время анализа сделанного и для перспектив будущего. Он называет себя реалистом,  считая,  что правда жизни, исследование реальности, теперь перешли в новые формы и выражают новые смыслы. 

Экспозиция  состоит из трех основных разделов:

  • «Ильхомовский» период — ранняя живопись
  • Структурно-оптическая живопись, не фигуративная, экспериментальная живопись и объекты (модулоры), графика.
  • Концептуальное искусство: инсталляции, видео, кинетика, графика, «новая» живопись «Реальные миры».
  • http://alexnikart.ru/